Взгляд из-за кулис конкурса День сурка

Клуб Слава Фонда
ОБЗОР КОНКУРСА «ДЕНЬ СУРКА» АВТОРА НАТИКО

Вот – новый поворот…
От зимы к весне. Самое время проверить предсказания, которые делает сурок. День сурка – праздник в США и Канаде, когда поведение зверька, вылезающего из норы, является своеобразным предсказанием: скоро ли ждать тепла?
Весна пришла, и самое время узнать, прав ли был сурок, ведь нет иного способа проверить правильность предсказаний, как только дождаться времени, когда они сбудутся. Или не сбудутся.
Анонс конкурса «День сурка» звучит так:
«Принимаются стихотворения о представителях животного мира, по поведению которых мы судим о дальнейших событиях и природных явлениях. Наши «братья меньшие» умеют предсказывать наступление весны и изменение погоды, землетрясения и наводнения, исходы футбольных матчей и приходы гостей. Также принимаются произведения с народными приметами о том, что кто-то низко летает к дождю, а кто-то катается по снегу к метели. Можно сообщить об известных на весь мир провидцах или о своём домашнем любимце-барометре, который ещё лучше, чем сурок Фил, осьминог Пауль и т.п.».
Действительно, есть и приметы, которые не нашли отражения в мировой прессе или фольклоре: например, спрятавшийся неизвестно где в квартире кот – к разбитому цветочному горшку. То есть, как легко убедиться, тема настолько же широкая, насколько и узконаправленная, и настолько же экзотическая, настолько и обычная, всем известная.
Понаблюдать за живой природой и определить по высоте полёта птиц, надо ли с утра брать зонтик, а по спящему коту, надевать ли валенки, взялись 20 Авторов.  И вот что они увидели.



***

Отцвела белоснежьем зима.
И тревожит капель бормотаньем.
Птицам клетку открою сама,
Всполошу их весенним дыханьем.

Пестрокрылая стая взвилась,
Непонятна им наша бескрылость.
Предрассветная трель вознеслась
И на сердце мое опустилась.

Их тревожный понятен язык.
Мне недолго в дорогу собраться.
Плавный почерк полета и крик.
Стаей птицы  призывно кружАтся.

В карусельном раздолье реки
Проникаюсь весны озареньем.
Свист и  трели ведь тоже – стихи!
Дышим вместе одним вдохновеньем.

И сливаются два языка:
Человечий и трепетный птичий.
И ответная птичья строка
ГорловЫм отзывается  кличем.

Читаешь с удовольствием. В стихотворении №9 «СТАЯ ПТИЦ» лирическая героиня не следует приметам, а сама же их и создаёт, радуя птах неожиданной свободой. Создать добрую примету не менее важно, чем обнаружить. Можно с уверенностью сказать, что наличие таких стихов в конкурсе тоже своего рода добрая примета – это к хорошему настроению и эстетическому удовольствию. Да и потом, самый сильный предсказатель не тот, кто никогда не ошибается, и не тот, кто сам верит в свои прогнозы, а тот, кто творит добро. Тогда на смену гаданию приходит точное знание, а добрых примет становится больше.


***


ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ


По моему личному мнению (не смею никому его навязывать, но не могу не поделиться), лучший предсказатель из среды «братьев наших меньших» – народный лекарь Богомол из сказки «Золотой ключик». Вот уж, поистине, тот, кто наверняка никогда не промахнётся: «Пациент либо жив, либо мёртв, либо – одно из двух» – сказал он. Эталонное предсказание: спроса никакого взятки гладки, из двух возможных вариантов перечислены все три.
Это преамбула к самой пугающей части нашего обзора. Так получилось, что самое первое предсказание в конкурсе – оно же и самое страшное: СТИХОТВОРЕНИЕ №1 так и называется – «КОШМАР». Речь в нём тоже, кстати, идёт о звере, только в данном случае это не объект изучения зоологов, а тот самый библейский «зверь», который появится в конце времён. Хороший слог, все образы на месте… Ну, а смысл послания предельно чётко отражён в заголовке, ни убавить, ни прибавить.
Душевность разговора,
Спокойный речи тон:
«Мне жаль, но очень скоро
Грядёт Армагеддон!
(…)

Глазам своим не веря,
Все сгинут короли.
Кошмар большого зверя
Восстанет от земли.

…Железными зубами
Он пожирает мир,
Горящими глазами
На свой взирая пир.
(…)
Спасёт весь мир, возможно,
На время и на срок!..»  –
Как демон, врал безбожно
Лукавый лжепророк.

«Душевность разговора, спокойной речи тон» при таком-то содержании сразу же наводят мысли о лжепророке, ведь истинный пророк не стал бы так спокойно взирать на кончину мира. Если вспомнить стихи Александра Сергеевича Пушкина, ставшие классикой, долг истинного пророка – не успокаивать, а «глаголом жечь сердца людей». Что, собственно говоря, и делает Автор стихотворения, напоминая и отыскивая в современности признаки грядущего. Хотя, как известно, если кто помнит Писание – «не будете знать ни дня, ни часа»... Поэтому само стихотворение подталкивает, пробуждает к духовному поиску – что делать, чтобы не отчаяться, чтобы ужасный час не застал врасплох? Именно об этом, подчёркивает Автор, необходимо думать, а не о датах и том, что нам неподвластно. 
Кстати, только при повторном прочтении разглядела совершенно прелестное «мне жаль» в начале разговора, в прямой речи, вернее, не разглядела, а осознала: «мне жаль», но грядёт Армагеддон. Да. Немножко жаль…

В СТИХОТВОРЕНИИ №15 «ГВОЗДИКИ» лирический герой – или героиня – или сам Автор – испытал собственные силы в качестве предсказателя… на гвоздиках. Гвоздики – не самая удачная альтернатива ромашке, их для гадания вообще не используют. Но, когда они цветут в неурочное время, как не вспомнить всех пророков мира? Глядишь, и сам пополнишь их число. Беда в том, что проверить истинность любого пророчества можно только одним способом – дожив до того, как оно сбудется, постаравшись выжить и передав правнукам, какой великий пророк на самом деле был господин Такой-то! А его не слушали.
Нет уж, лучше ошибиться и вместе посмеяться, чем… угадать.
Гвоздики наши снова расцветают
Под занавес и жизни, и июля.
Цветут, встают на ножки, облетают.
Что нам сулят имперские авгуры?

В данном отрывке бросается в глаза неточная и глагольная рифма. Но во всём стихотворении заметно невнимание со стороны Автора к размеру – этой важной составляющей поэтической речи. Первичным он считает выразить мысль, чем уложить её на «прокрустово ложе» какого-либо ритма. Поэтому строки, достойные стать афоризмом, совершенно в духе античной лаконичности и выразительности, соседствуют с ритмическими нестыковками, небрежной рифмой, если это только не игра слов и не намеренный приём. Я даже не стала прослеживать схему этих ритмических «извивов», чтобы отнести стихотворение к подражанию древней поэзии – гекзаметров или пентаметров – там, как мы знаем, были несколько иные представления о стихосложении. В общем, такой подход мешает восприятию. Но подкупает то, как изящно разворачивается сюжет, как со знанием истории и терминологии подводит Автор нас к своему собственному пророчеству, проводя аналогии с Древним Римом, который, как известно, до наших дней не дожил – только до нашей эры. Там, помнится, тоже не в своё время года расцвели розы, и прорицатели сочли это добрым знаком. Но пророчество обернулось ложью: «Благоухали розы. Рим угас». Что несут не ко времени расцветшие гвоздики?
Хочется помериться силами с имперскими авгурами и предсказать, что это однозначно к глобальному изменению климата. Вот уже и подснежники в январе не диво, и гвоздики в июле – почему бы нет?

Впрочем, свой Апокалипсис есть у каждого – свой «час Икс», или «час Ч». Можно подобрать тысячи названий и примет, но без всякого Армагеддона наступает момент, когда в мире пресекается чья-то жизнь. Из СТИХОТВОРЕНИЯ №12 «СЕДОЕ МОРЕ ПОГЛОТИЛО САМОЛЁТ» приведём только лишь последнее четверостишие, поскольку причины, приведшие к катастрофе – это предмет для долгих рассуждений, и о каких событиях идёт речь, все, безусловно, знают. Остановимся на действиях звериков-предсказателей – в данном случае дельфинов.
За тех, кто только начал жить едва,
ни в чём перед богами не повинных,
сказать, что ваша вера не права -
ушло на берег
              сорок пять дельфинов...

Хотя, если говорить строго, это и не предсказание вовсе, ведь они ушли следом за случившимся – это своеобразная солидарность природы, которая не только могуча, но и беззащитна и тоже не знает, как оградить себя от распоясавшегося человечества. Кроме того, мне кажется, что причины, заставляющие дельфинов выбрасываться на берег, гораздо глубже. Мы не можем их объяснить, только видим, что это происходит. Само стихотворение анализировать трудно, это выплеск чувств от случившегося, чего гибель дельфинов не исправит, конечно же… И не отменит.

СТИХОТВОРЕНИЕ №3 «МОНОЛОГ ЗАЙЦА-ФИЛОСОФА» можно считать программным, настолько многосторонне оно отражает сложившуюся сегодня экологическую ситуацию в мире.
Мы - звери! Не глупы! Мудрей людей!
На красоте зелёных площадей
Не строим ад военных полигонов!
На травке чистой золотистых склонов
Не оставляем ртуть, свинец и сталь.
Пушистые не выдают медаль
За сотворение атомного мира!
В судьбе животных ангельская лира
Не связана с аккордами войны!
Мы создали пространство тишины -
Лазурного, святого божестрУния!
А вы! Живёте в атомном безумии,
Ругаете добрейшего соседа!
Воинственна, страшна ваша беседа!
В ней призраки военных полигонов-
Отравленных и ядерных загонов,
И кадры бесконечные сражений,
Дух первенства, и гонка вооружений!

С последней строкой декламаторам придётся поработать, чтобы «вооружений» не звучало как «воружений». В целом очень трудно спорить. Хотя мне лично кажется, что заяц здесь присутствует исключительно для привязки к теме конкурса – а необходимым условием является наличие зверька. Сам по себе он не предсказывает, понять будущее можно не столько по его поведению, сколько по реакции всей планеты на действия человечества в глобальном смысле – тут уж, как говорится, не надо быть пророком. Заяц же получает в финале произведения звание дипломата (что вполне, кстати, можно совмещать со званием философа из заголовка) и берётся ликвидировать последствия и сохранить мир. То есть здесь всё наоборот: обычно нас пугают, предупреждают, предостерегают, но конкретной помощи не предлагают. А здесь – пожалуйста: планета под защитой. Но дело в том, что в мире и так многое шиворот-навыворот, почему бы зайцу вместо того, чтобы записываться в пифии и оракулы, не стать ликвидатором последствий природного ЧС, вызванного человеком, раз уж люди не в состоянии?
Небольшие сбои ритма и финальная грамматическая рифма «откровение – сочинение» несколько смазали пафос послания – где угодно, только не в финале, даже «сражений-воружений» в данном случае не так заметны. Но в целом – злободневно.
И маленький P.S.: как Вам «божестрУние» в значении гармонии мироустройства? Первый раз вижу такое слово… Всё труднее и труднее изобретать слова, и, кажется, уже нельзя удивить, однако нет-нет, да и возьмёт кто-то новый аккорд заячьей лапкой…

Что важнее – гибель мира или слеза ребёнка, стОит ли одно другого, спрашивал Фёдор Михайлович Достоевский. У Автора СТИХОТВОРЕНИЯ №14 есть свой ответ: важнее – кот. Нет, я не шучу, и Автор тоже – это очень грустные, даже в чём-то трагические стихи. В них тоже есть приметы: коты, чувствующие приход землетрясения, метели, весны, мышек и кошек, безошибочны и в прогнозах долготы собственной жизни. Эти сапожники всегда в сапогах, прямо как сказочный хитрец Шарля Перро. Но природу не перехитришь, и кот, чувствующий свой последний час, просто… уходит. Поэтому стихотворение называется «НА СМЕРТЬ КОТА». Полностью я его приводить не буду, коты живут меньше, чем люди, и мало от кого не уходили любимцы, многие поймут. Автору и его лирическому герою от души сочувствую. Приведу только трагичную, даже элегичную концовку – лаконичная точка земного существования любимого пушистика, момент перехода…
И не вспомнит всего, что было,
Никому не скажет "прощай,"
Лишь вздохнет, скажет "Стоп!" И пылью
Станет теплый пушистый шар.

СТИХОТВОРЕНИЕ №11 «ВЕЧЕР. ЗВЁЗДЫ» оканчивается хорошо. Это я Вам не как гадалка, а как автор обзора сообщаю заранее, чтобы никто не волновался. Но обилие препятствий, которые поджидали героиню на пути к счастью, просто невероятно. И, конечно же, не обошлось без живых существ: и мифических (черти стучат в окно), и реальных (воющие в лесу волки, что в древности считали нехорошей приметой). В конце концов героиня принимает трагическое решение, так и не достигнув успехов в гадании. Но счастье всё равно пришло, и без всяких примет.
Вечер. Звезды сияют, как бисер, на шелковом небе.
Месяц черную шаль повязал на стальные рога.
Паутинкой ложится на плечи мне быль, то ли небыль.
Все, что в прошлом осталось, пускай заметает пурга.
Звезды ярче, не новость, - к морозу, известно давно.
Ну а что же судьбою мне в будущем предрешено?
(…)
На Крещение в прорубь - к здоровью, богатству, добру.
Ну а слезы - от счастья теперь рукавом только тру.

Так спросила и так на собственный вопрос в финале ответила героиня. Подробности развязки и интриги ищите по ссылкам после обзора, читайте странички друг друга и общайтесь в своё удовольствие.
Интересное построение строф: шестистрочники с парной рифмовкой двух последних строк. В целом напоминает размеренность народных повествований напевностью и неспешностью речи. По содержанию вполне могло бы быть и «плачем», но, хотя и жаловалась девица на свою долюшку пятистопным анапестушкой, но до трагедии всё-таки не дошло. Поэтому совершенно логично, что и мы перейдём к более позитивным приметам и ко второй части, оставив опасности, страсти, страхи, мифические и реальные, в первой.


ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ


Начало СТИХОТВОРЕНИЯ №16 «ГОД СОБАКИ» так же не предвещало положительного финала, как и предыдущие стихи. Это стихотворение отличает сдержанный, но выразительный стиль, некая суровая красота, яркость рисуемых образов и при этом постановка очень важного морального вопроса, даже моральной коллизии – куда девать надоевших любимцев? Откуда они берутся – надоевшие? Кто должен быть в ответе за тех, кого мы приручили? И что делать, если не нужный хозяину подарок – живой?
Меня подарили на Новый год,
(Ну как же, ведь год Собаки!)
Но я был не нужен совсем. И  вот
В  заснеженном  буераке
Оставлен, привязан среди осин –
Верёвка  прочна,  надёжна,
Ёё перегрызть не хватает сил
И  вырваться невозможно.
(…)
Да... видно, таков человечий род –
Химерам своим в угоду
Он глупость и подлость из года в год
С упорством возводит в моду.          
Кого там ещё гороскоп  припас,
Чей год там сейчас в прогнозе?
И кто же, о, кто же на этот раз
Окажется на морозе?

Эти стихи отозвались сразу же экспромтом, точнее, двустишием. Можно воспользоваться служебным положением и его привести?
«Мне эти стихи – словно страшный сон.
Прошу – не дракон. Только не дракон!
Живого места не останется от желающих его где-нибудь «забыть». А впрочем, может быть, и к лучшему – вперёд наука будет.
Очень жизненно и потому особенно трагично. Причём выразительность достигается за счёт точности, значимые детали создают почти зримое описание, не мешают развиваться сюжету, не удлиняют и не утяжеляют стихотворение. При таком подходе и умении не надо много слов. Вот, пожалуйста, первая же строка, она исчерпывает завязку и объясняет последующую трагедию без лишних преамбул: «Меня подарили на Новый год». Речь и далее идёт от имени четвероногого «подарка». В этой истории – и зависимость зверей от людей, и невнимание людей не только к собакам, но и друг к другу – ведь можно было сначала спросить, а нужен ли такой подарок, а ждут ли его, а будут ли ему рады? Да и самому хозяину можно было бы попытаться решить проблему более человечно, оправдывая свою принадлежность к двуногим прямоходящим.
«И тут появились волки». Последняя строка одной из строф, описывающих отчаяние замерзающего щенка, его тщетные старания щенка перегрызть верёвку. Не место для неожиданного развития сюжета, скажете Вы? Лучше было начать с новой строфы? Нет, решил Автор. Одна строка обрубила и завершила этот сюжет без околичностей, и в этой скупости слов – тщательный подход к их выбору. Всё – в цель, ни одной фразы мимо. Здесь в одном предложении тоже слышится многое: и опасность – волки же, и некое облегчение – по крайней мере, не придётся замерзать, и робкая тень возможного спасения, в которое страшно верить, потому что оно может обмануть – как хозяин-человек. Что сделали волки – читайте сами, я не хочу отнимать у Вас развязку, это было бы несправедливо по отношению к замечательному произведению. Дам подсказку – да, мы в оптимистической части оказались не случайно. А за подробностями – к Автору.

Что может быть более оптимистичным, чем возрождение природы весной? С чего оно начинается? Да нет, не с подснежников, они могут вполне подождать своего часа. И не с ласточек – они вообще возвращаются, когда станет совсем тепло. Самая простая и самая «громкая» примета, из тех, что слышно за версту – мартовские коты. Автор СТИХОТВОРЕНИЯ №4 нам сообщает, что «СЕГОДНЯ ОРАЛИ КОТЫ», из чего он делает далеко идущий вывод, противоположный девизу дома Старков из «Игры престолов»: «Весна близко». Простое, доброе стихотворение, жанровая бытовая зарисовка, узнаваемая картина. Всё живое радуется весне, просто некоторые – громче.
А может быть - это весна
торопится сквозь снегопад,
и ей, с высоты, наугад,
макушкой кивает сосна?
Но есть календарь - сколько дней
нам ждать красоты-теплоты?
Недаром орали коты -
"Весна! Возвращайся скорей!!!"

Позитивное, с нотками юмора, СТИХОТВОРЕНИЕ №6 «ДЕНЬ СУРКА» перекликается с названием конкурса. Кстати, сам конкурс в нём тоже упоминается, не надо обладать дедукцией Шерлока Холмса, чтобы понять эту литературную игру – Автор вдохновился и создал новое стихотворение.
За простым построением – интересный, добрый сюжет и остроумный финал. Несложная рифмовка abab, лёгкий двусложный размер, короткие строки, его легко декламировать и напевать. И при этом своим вроде бы придирчивым взглядом я не смогла найти здесь стилистических, смысловых погрешностей, ритмических изъянов. Простота – суть элегантности, работают профессионалы. Отрывков не привожу в надежде на посещение списка ссылок. Да и цитировать по кусочкам последовательную, связную историю – дело неблагодарное. На цитаты она не разбивается, читать нужно целиком. Автор прогнозирует и вещает – грядёт конкурс. Я прогнозирую и вещаю – знакомьтесь с Авторами, прочтение оставит приятное впечатление.

Есть словотворчество и в СТИХОТВОРЕНИИ №18 «ВОРОБЬИНЫЙ ПЕРЕПОЛОХ». Мне лично очень понравилось слово «чивьИкнул», удачный пример звукоподражания, прямо так и слышишь, как он чивьикнул. Я теперь только так о воробьях за окошком и думаю. И все эти воробьиные заботы – где жить, кто кого прогонит из гнезда, как отбиваться от «залётных-перелётных» – такая бесспорная примета возрождающейся жизни и весны, что не надо быть пророком для откровения – жизнь продолжается. Воробьи же чивьикают… 
И шумное собранье воробьёв
Согласно зачирикало на взлёте.
А капли из чернильных облаков
В снежинки превратились вновь в полёте.

Конечно, никто не говорит, что стихотворение полностью идеально, придраться, при желании, можно, но мы не имеем такого желания и предлагаем тем, кто сам без греха, запустить в нас воробья. В финальном катрене прекрасна аллитерация: «зачирикало» и «чернильное», созвучие «ч» и «л», совершенно в духе раскрываемой темы. Менее прекрасно «вновь» в последней строчке, по смыслу оно не так уж важно, а вот выровнять ритм помогает. Впрочем, кто сказал, что весна – без сюрпризов? Не зря воробьи тревожатся и шумят. 


СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ


СТИХОТВОРЕНИЕ №20 «ВОРОН», последнее из поданных на конкурс, интересно в первую очередь тематикой, да и содержанием тоже. Ворон – птица вещая. Даже если он ничего не предсказывает, он просто есть, и это уже основа для сказочного сюжета. Но, скажу честно, в этой попытке раскрыть душу птицы-ворона мне очень понравился только первый абзац, многообещающий. И это не обещание и предсказание мудрой птицы-ворона, а моё внутреннее ожидание от названия и завязки.
Шагает ворон  (не взлететь!)
чернее тучи от бессилья.
К дождю у птиц, как у людей,
внутри хандра и ноют крылья.

Драматическое начало, но вся тема производит впечатление раскрытой не до конца. Поэтому самое время вспомнить, что главное в стихотворении, а что второстепенное. Главное – в идее, в замысле, форма и образы зависят от них напрямую. Каков замысел, стержень стихотворения, его сверхзадача? Если его нет, то и образы, и обороты начинают работать против демиурга. Вот фраза «внутри картинка» – внутри ворона, имеется в виду. По контексту – это картинка, которая предстаёт перед его внутренним взором, так сказать, в его воображении. Но это только по контексту, а если воспринимать фразу буквально, то можно и не догадаться.
Однако задумка интересная, сама птица удивительная и в данном случае на своём месте, в своём конкурсе, и хочется пожелать Автору этот образ доработать, точнее, развернуть, продумать до конца. Тогда «подтянутся» все остальные составляющие. Сюжет завязан, идея подана – грусть, объединяющая птиц и людей, и ворон как символ этой грусти. И это тоже прекрасно, поскольку необычно. Здесь большой плюс в оригинальности задумки. Дело за её раскрытием.

СТИХОТВОРЕНИЕ №7 «ХРУСТАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР» – пример тех самых предсказаний, которые не хороши, и не плохи, а просто красивы.
В хрустальный вечер фиолетовые тени
Скользят, чернилами раскрасив светлый фон.
Ленивый кот, расположившись на коленях,
Трещит, как старый неисправный патефон.
(…)
А мне прогноз погоды вовсе и не нужен —
Свернётся чудо полосатое клубком —
Того и жди: опять за окнами завьюжит,
И череда морозных дней недалеко.

Для кого-то метель несёт холод, угрозу, опасность. А для кого-то она – просто погода за окном, подчёркивающая уют в доме. Да ещё и кот-мурлыка, который даже в тёплой комнате перед похолоданием обязательно спрячет нос. Действительно – домашний барометр… Впрочем, это комплимент барометру, ведь любой, даже самый точный прибор способен ошибиться. 


***


Ну и напоследок – аттракцион. Предсказание в прямом эфире. Поддавшись общему настроению, Натико испытает свои силы и по своим приметам попытается составить конкуренцию упомянутым обитателям Земли. Попытки угадать стихотворние-лидер я делаю регулярно, когда читаю стихи – у меня своё гадание, предсказание, ощущение – не знаю, как назвать. Порядок подготовки обзора один и тот же: сперва пакет стихотворений без имён Авторов читается, по нему пишется текст, и только затем – итоги конкурса и страничка награждений, чтобы составить список ссылок. И каждый раз я думаю: удивит меня пятёрка сильнейших или не удивит? Угадаю, или же «Акела промахнулся»? Памятуя о том, что предсказания – штука рискованная (для прорицателя), не открою, сколько раз и где автор обзора промахивался и сколько раз его охота была доброй. Но сейчас я готова честно сказать, в режиме онлайн, у Вас на глазах, совпало или нет, поскольку заключительный абзац будет посвящён победителю, как итог сопоставления мнений жюри и автора обзора. Сверим часы.
Пам-пара-рам… (это барабаны и литавры).
Итак, Акела промахнулся. Не угадала. Угадала только «птичью» тематику, поскольку мне очень понравились все птицы этого конкурса. Но точно победителя я не назвала. Ну, и что ж, я и фамилию на Нострадамус менять в любом случае не собираюсь. Да и чему удивляться? Птицы, по обычаю, высоко летают! Нам остаётся только следить за их полётом.
Автор СТИХОТВОРЕНИЯ №8 «ПТИЦЫ» не определился между добром и злом. Кто-то говорит, что это нехорошо, когда птицы бьются в стекло. Кто-то утверждает: всё зависит от птицы, каждая птаха несёт свой смысл и своё послание от Вселенной для человека. Поэтому Автор не выбрал, но он поставил главный вопрос своего стихотворения и своих наблюдений. И всё стихотворение подчинено этому вопросу.
Очень интересное графическое решение – длинная строка графически разбивается на две коротких, что помогает восприятию. Читать легко, разумеется, не только поэтому, но и потому, что Автор логичен, последователен, образы идут за его размышлениями. Прекрасен и афористичен финал, оставляющий читателя перед незримым выбором и сомнениями, которые не решить. Каждый решает сам – впустить ли ему птиц в окно или же выпустить их из клетки.

В окнах неба простор –
Поднебесья обзор необъятный.
Льётся солнце извне
В мой закрытый и праведный дом -
От беды и врагов
Он спасает, как стражник привратный,
И тепло и уют
Сохраняющий мне на потом.

В небе – лёт голубей.
Окна манят обманкой закатной:
Отражается свет.
Мой покой безмятежен и тих.
Вдруг удар о стекло!
Шок испуга, и призраки-пятна
От распластанных птиц,
Заблудившихся в окнах моих.

Всё летают в стекло,
Будто в небо – фатально, с размаху.
Как живой негатив –
Отпечаток хвоста и крыла.
Кто послал их ко мне
Разбиваться, не ведая страха?
Или жертвы они,
Или слуги крылатого зла?

И какой в этом смысл,
В этой кем-то задуманной жертве?
Что несут на крыле?
Что хотят до меня донести?
Птицы бьются в стекло:
Как предвестники, ангелы смерти -
Или бьётся добро
И отчаянно просит: «Впусти!»?

***

СТИХОТВОРЕНИЯ, ПРИНЯВШИЕ УЧАСТИЕ В ОБЗОРЕ:

9. http://www.stihi.ru/2012/03/03/10624 

1. http://stihi.ru/2011/08/22/3947 
15. http://www.stihi.ru/2012/08/03/8291 
12. http://www.stihi.ru/2017/09/16/6312 
3. http://www.stihi.ru/2019/01/05/301
14. http://www.stihi.ru/2011/12/27/9506 
11. http://www.stihi.ru/2018/01/08/6028 

16. http://www.stihi.ru/2017/12/11/7054   
4. http://www.stihi.ru/2020/01/16/741 
6. http://www.stihi.ru/2020/02/04/4861 
18. http://www.stihi.ru/2018/03/04/4457 

20. http://www.stihi.ru/2017/08/12/9396 
7. http://www.stihi.ru/2019/11/01/1176   

8. http://www.stihi.ru/2014/12/07/10462

С добрыми пожеланиями в творчестве
всегда ваша НАТИКО